Сибирские Афины

В.В. Дмитриев, А.С. Фролов

Барнаул является одним из старейших центров образования, науки и культуры Сибири. Это позволило ряду выдающихся ученых, которые посещали город, сделать вывод о том, что Барнаул во многом унаследовал лучшие традиции мировой цивилизации. В середине XIX в. известный русский путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский, организовавший из Барнаула две экспедиции на Алтай и в Среднюю Азию, отмечал, что Барнаул являлся самым культурным уголком Сибири, и поэтому он прозвал его сибирским Афинами.

Большой вклад в превращение Барнаула в культурный центр Сибири внесла целая плеяда представителей науки и образования. Вот лишь некоторые факты, имена, события. В 1758 году лекарь Колывано-Воскресенских заводов Н.Г. Ножевщиков открыл при барнаульском госпитале первую в Сибири медицинскую школу. В 1764 г. Барнауле при правлении Колывано-Воскресенских горных заводов была открыта первая в Сибири научно-техническая библиотека. Ее фонды насчитывали на начало XIX века 7152 книги на русском и ряде иностранных языков. 23 мая 1766 г. начались первые испытания паровой машины, созданной выдающимся изобретателем И.И. Ползуновым. В 1785 году в Барнауле открыто первое в Сибири горное училище с 5-6 летним сроком обучения. В 1809 году К.Д. Фролов строит одну из первых в России чугунно-рельсовую дорогу. В 1823 году открывается в Барнауле один из старейших музеев Сибири Алтайский краеведческий музей. Основателем музея является известный ученый Ф.В. Геблер. Выдающийся физик В.В. Петров открыл в Барнауле первый в Сибири физический кабинет.

На Алтае работали выдающиеся техники-изобретатели: Т.П. Аносов, П.М. Залесов, С.В. Литвинов, И.И. Ползунов, Ф.В. Стрижков и др. Через Алтай из Барнаула прошли экспедиции А. Гумбольта, К.Х. Ледебура, и К. Майера, П.С. Палласа, Г. Розе, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Х. Эренберга, А. Эрмана и др. В XX столетии в Барнауле работали выдающиеся ученые, изобретатели, педагоги, которые приумножили лучшие его научные, образовательные и культурные традиции. Среди них можно отметить ботаника и краеведа В.И. Верещагина, участвовавшего в 17 экспедициях на Алтай и опубликовавшего “Очерки Алтая”. Успешно и плодотворно работал композитор, краевед и этнограф А.В. Анохин. В 1916-1918 гг. Алтай и Барнаул посетил выдающийся минеролог и геохимик В.И. Вернадский. Большое развитие в крае и Барнауле получила сельскохозяйственная наука. В 1929 г. в Барнауле создана Алтайская районная опытная станция, которая стала базой для основания в 1950 г. Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 1967 г. институт возглавил талантливый ученый-агроном, академик А.Н. Каштанов. С именем академика М.А. Лисавенко связано становление и развитие садоводства на Алтае. С 1949 г. в Барнауле работает стация садоводства, на базе которой был создан в 1973 г. научно-исследователь-ский институт садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко. Его сотрудники создали 102 сорта плодовых, ягодных, декоративных культур. Впервые в мире алтайские ученые ввели в культуру облепиху: создано 24 крупно-пло-довых сорта с высоким содержанием биологически активных веществ. В 1957 г. в Барнауле создается Алтайский научно-иссле-довательский институт технологии и машиностроения (АНИТИМ). Ученые института создали технологии и оборудование, которые нашли широкое применение не только в стране, но и за рубежом. Такие, например, как сварка взрывом, трением, порошковая металлургия, роботехника и др. В 1958 г. в Барнауле образован Алтайский филиал Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия. Ученые института создали 8 новых видов сыров, а также большое количество рецептов по изготовлению новых видов молочной продукции. В 1987 г. в Барнауле создается первое академическое научное учреждение - Институт водных и экологических проблем СОАН. Главными направлениями работы ученых являются следующие: охрана окружающей среды, использование экологически чистых средств, ликвидация последствий ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне и др.

Сегодня весомый вклад в создание научного потенциала города, края и страны, вносят вузовские коллективы г. Барнаула. Так, в одном из самых крупных вузов Алтая и России Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова учебный процесс успешно сочетается с масштабной научно-исследовательской работой. Ведущими направлениями деятельности ученых университета в области фундаментальных и прикладных научных исследований являются разработка ресурсосберегающих, экологически чистых и высокопроизводительных технологий, обеспечивающих высокое качество материалов, приборов, изделий и машин в различных производствах, соответствующих профилю подготовки специалистов в АлтГТУ. На базе университета функционирует Сибирское отделение Академии инженерных наук РФ, Алтайское отделение Международной академии информатизации, НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, НИИ вакуумных технологий, НИИ горного природопользования, Краевой центр новых информационных технологий в образовании. Для успешного решения научно-технических проблем при университете создано 14 научных центров: порошковой металлургии; диагностики оснований и фундаментов; экологический; композиционных материалов; комплексного использования материального сырья и строительных материалов; медицинской электроники; информационных систем; динамики и прочности машин; пищевых технологий; сертификации пищевых продуктов; новых пожарных технологий; сертификации автотранспортных средств.

Алтайский государственный технический университет представлен 47 академиками и членами-корреспондентами в 11 государственных и отраслевых Академиях Российской Федерации и ряда международных академий наук. Ученые университета проводят исследования по многим программам федерального и регионального уровней. Большую и важную работу в области информационных технологий и телекоммуникаций для науки, образования, культуры и регионального управления ведет Алтайский краевой центр новых информационных технологий, созданный на базе АлтГТУ.

В городе, крае и стране хорошо знают научные школы ректора АлтГТУ академика В.В. Евстигнеева, зав. кафедрами В.Г. Радченко, М.М. Старостенкова, В.М. Суверова.

Значительная роль в создании научного потенциала г. Барнаула принадлежит Алтайскому государственному университету и другим университетам города. Например, АГУ участвует во многих российских и международных научных проектах и программах. Вот лишь некоторые из них: автоматизированные системы медико-биологического назначения; информатизация народного образования; конверсия и высокие технологии; развитие информационных ресурсов высшей школы; университета России; создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы; государственная научно-техническая программа по реабилитации населения и социально-экономичес-кому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию; влияние типа жилища на социальный статус (совместно с Швейцарией); молодежь России: три жизненные ситуации (совместно с США); теория и практика социальной работы и подготовки социальных работников (совместно с Швецией) и др.

Ученые Алтайского государственного аграрного университета активно разрабатывают актуальные проблемы, имеющие первостепенное значение для агропромышленного производства Алтая и Сибири. Проводимые исследования направлены на совершенствование технологий земледелия и воспроизводства почвенного плодородия; рациональное использование земельных ресурсов; улучшение продуктивных и племенных качеств животных; экономическое обоснование наиболее перспективных форм ведения хозяйства и многие другие проблемы.

В составе университета работает научно-исследовательский институт химизации сельского хозяйства, проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке методов мелиорации засоленных почв, учебно-опытная и зерно-технологическая ста-нции и др.

Ученые университета ведут совместные научные исследования со своими зарубежными партнерами на базе учебно-опытного хозяйства “Пригородное”.

Плодотворно ведутся научные исследования в Алтайском государственном медицинском университете по следующим проблемам: физиологии и патологии сердечно-сосудистой системы; проблемы педиатрии; проблемы охраны здоровья женщины, матери, плода, новорожденного; проблемы хирургии; проблемы судебно-медицинской травматологии и др. Ученые университета участвуют в разработке программы “Полигон”, где Алтайский медуниверситет является головным. Головным утвержден Алтайский медуниверситет и в программе “Проблемы гемостаза” (научный руководитель - профессор Баркаган З.С.).

Научные школы созданы профессорами: Л.А. Тарасовым, З.С. Баркаганом, Я.Н. Шойхетом, Г.В. Трубниковым, В.Э. Янковским, В.И. Оскретниковым, А.С. Обертом.

Алтайский медуниверститет участвует и в разработке региональной программы “Алтай-наука”, где учеными вуза представлены 15 проектов, утвержденных Министерством науки и администрацией края.

Значительное место в научных исследованиях Барнаульского государственного педагогического университета занимает разработка проблем теоретической и практической подготовки научных кадров. В составе университета функционируют НИИ проблем управления образованием, Институт информатизации педагогического образования, научно-исследовательский институт социально-экономических проблем образования, 12 учебно-научно-исследовательских лабораторий, Сибирское отделение Международной Академии наук педагогического образования, Валеологический центр.

Университет стал ядром научно-педа-гогического комплекса (УНПК) и, учитывая специфику рыночной экономики, создал следующие центры: довузовская подготовка; обучение иностранных граждан; обучение иностранным языкам; подготовка менеджеров образования; коммерческий инновационный центр.

Научные исследования Алтайского государственного института искусств и культуры (АГИИК) проводятся в соответствии с профилем подготовки специалистов и осуществляются по федеральной целевой программе “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации” Министерства культуры РФ. На базе АГИИК открыты отделение Академии социальных технологий и муниципального управления, Сибирское отделение Международного института управления и информатики, а также Алтайское отделение Академии истории и политологии. В институте сложились и успешно работают научно-педагогические школы по проблемам эколого-культурологических исследований, библиосоциальной работы, истории культуры и предпринимательства Сибири XVII-XX веков. В вузе издается Российско-американский журнал “Россия Азиатская”, научно-художественный альманах “Ак-кем”.

Одним из ярких показателей того, что Барнаул является крупным культурным центром Сибири свидетельствует факт развития системы образования в городе. Сегодня в Барнауле насчитывается 113 общеобразовательных школ, 19 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 100 тыс. учащихся. Занятия в школах и средних специальных заведениях проводят свыше 12 тыс. учителей, из них - 98 носят высокое звание “Заслуженный учитель России”.

Барнаул является сегодня крупным университетским центром Сибири. В системе высших учебных заведениях города насчитывается 9 государственных и 4 негосударственных вуза, в которых обучается свыше 29 тыс. студентов. Учебный процесс в вузах ведут около 4 тыс. преподавателей, при этом 60% из них имеют ученые степени и звания.

Все вузы города ведут подготовку студентов по специальностям, отвечающим самым современным требованиям рыночной экономики. Так, в вузах ведется подготовка по таким специальностям как информационные системы в экономике, регионоведение, социально-культурный сервис и туризм, реклама (АлтГТУ), связи с общественностью, международные отношения, политология, теология, коммерция (АГУ), актерское искусство, дизайн (АГИИК) и др. Большинство вузов является центрами переподготовки кадров. Так, при АлтГТУ действует региональный центр (институт) повышения квалификации и переподготовки кадров, образованный в 1993 г. в него входят факультеты повышения квалификации работников и специалистов народного хозяйства, повышение квалификации преподавателей и менеджмента. Ежегодно через систему дополнительного образования университета осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 1,5 тыс. человек. В составе РЦПК работают высшие экологические курсы, учебно-деловой центр Морозовского проекта, школа начинающего менеджера, филиалы в г. Бийске и г. Рубцовске.

Барнаул принадлежит к числу крупных городов, имеющих богатую культурную историю и интересную, насыщенную духовную современность. Культурная жизнь города имеет развитую материально-техническую основу и инфраструктуру - систему музеев, театров, выставочных залов и других учреждений культуры.

Одним из самых активных культурных учреждений, расположенных в Барнауле, является Алтайский краеведческий музей - старейший музей города и края и один из старейших в Сибири (основан в 1823 г.). Он относится к числу самых посещаемых в городе музеев. Особую роль это учреждение культуры играет в образовании и воспитании молодежи, в формировании у нее патриотического сознания, любви к родному краю. Большое значение в этом принадлежит военно-исто-рическому филиалу музея, расположенному в отдельном здании. Хранящиеся в нем экспонаты и реликвии рассказывают о Великой Отечественной и других войнах. Стержнем работы музея являются тематические лекции и экскурсии. Которые проводят коллектив опытных лекторов-экскурсоводов.

Важную роль в культурной жизни города играет музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ул. Л.Толстого, 2). Возникнув относительно недавно, он с первых дней своего существования стал значительным и своеобразным средством развития культуры горожан - и прежде всего учащейся молодежи. В музее созданы и работают экспозиции, посвященные скифской культуре Алтая, творчеству Н.К. Рериха, В.М. Шукшина, киноискусству и музыкальному искусству Алтая. Все вузы города, многие школы и средние специальные учебные заведения имеют постоянные связи с музеем, регулярно организовывают групповые экскурсии студентов и учащихся. Хорошо знакомы не только профессионалам и знатокам, но и начинающим приобщаться к музыкальной классике “Музыкальные вечера” в “Белом зале”, которые еженедельно проводит музей.

Алтайский государственный художественный музей - еще одно учреждение культуры, расположенное в городе и обладающее ценной коллекцией изобразительного и прикладного искусства. В фондах музея наряду с образцами современного искусства находятся произведения классиков - Н. Аргунова, А. Саврасова, В. Серова и других художников. Музей обладает ценной коллекцией старинных икон. Площади музея постоянно расширяются, пополняясь новыми залами.

Наряду с этими музеями в городе существует ряд вузовских музеев: археологический - в АГУ, этнологический - в БГПУ, “Ползуновский центр” - в АлтГТУ.

В Барнауле работают четыре профессиональных театра: краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный театр музыкальной комедии, молодежный театр Алтая и Алтайский государственный театр кукол “Сказка”. Пользуется заслуженными симпатиями молодежи и взрослых известный далеко за пределами края студенческий театр - “Калейдоскоп”, созданный и работающий в стенах АлтГТУ.

В городе работают художники, представляющие различные жанры и направления изобразительного искусства. Общению со зрителями они обязаны выставочным залам: выставочному залу краевого союза художников, а также выставочным залам вузов: АГУ и БГПУ. Реконструирован и проводит активную выставочную работу “Центр культуры” АлтГТУ.

В Барнауле работает Алтайская краевая филармония, в которой находится редкий для городов Сибири музыкальный инструмент - орган. Хорошо известен и другой музыкальный коллектив города - оркестр русских народных инструментов - “Сибирь”.

В городе работает широкая сеть библиотек. Однако в годы реформ, в процессе перехода к “рыночной экономике” они - наряду с кинотеатрами и домами культуры - оказались в наиболее неблагоприятном материальном положении.

Культурная жизнь города Барнаула складывается не только из деятельности указанных учреждений. Наряду с ними в городе работает немало коллективов. В том числе детских, представляющих широкий спектр народного творчества. Ряд из них известен не только в городе, крае и России, но и за рубежом. Среди них - “Песнохорки”, “Хорошки”, “Фасольки”, “Каприз” и другие.

Культурная жизнь города, несмотря на материальные и иные трудности, характеризуется динамизмом и активным поиском нового. Оптимистический тонус этой жизни является важным фактором в формировании здорового духовного климата в городе и в преодолении трудностей и невзгод, порожденных нашим сложным и нелегким временем.