На путях международного сотрудничества:

Мост через Ла-Манш

В.В.Дмитриев

 

Международное сотрудничество высших учебных заведений России со своими зарубежными партнерами осуществляется на различных уровнях и по многим направлениям. Одним из таких важных направлений является совместное участие в образовательных программах, финансируемых странами Европейского Союза, а также другими фондами. Наглядным тому примером может служить реализация программы “REAP” (Regional Academic Partnerships Scheme) между Алтайским государственным техническим университетом имени И.И.Ползунова (руководитель программы с российской стороны - проректор Хомутов О.И.) и Университетом Центрального Ланкашира (Великобритания, руководитель программы с английской стороны - декан А.Франс). Программа рассчитана на 2 года. Ее реализация началась в 1998 году.

Что же из себя представляет программа “REAP”? Следует отметить, что программа проводится по инициативе британского правительственного фонда “Ноу-Хау”. Целью фонда является предоставление странам Восточной Европы и Центральной Азии технической помощи и знаний, необходимых для эффективной перестройки в политической и социально-экономической сферах этих государств, быстрейшему преобразованию их на путях демократии и свободных рыночных отношений. Программа “REAP” является одним из шагов на пути достижения данной цели.

Главным направлением программы является повышение уровня подготовки студентов в высших учебных заведениях Восточной Европы и Центральной Азии, включая Россию и бывшие республики Советского Союза. Эта цель достигается за счет создания учебных курсов в результате партнерских отношений между британскими вузами и высшими учебными заведениями Восточной Европы и Центральной Азии. Программа “REAP” поддерживает партнерские связи между вузами для работы по следующим направлениям: реформа сельского хозяйства, энергетика, экология, развитие малого бизнеса, финансовые услуги, работа правительственных органов и др. Отличительной особенностью реализации партнерских отношений является практическая значимость разработанных совместно учебных программ в той или иной вышеуказанной областях образования.

Алтайский государственный технический университет (АлтГТУ) и Университет Центрального Ланкашира (УЦЛ) выбрали в качестве направления сотрудничества в рамках программы “REAP” развитие мало- го бизнеса. Это объясняется рядом факто- ров. Во-первых, АлтГТУ и УЦЛ имели уже опыт совместной работы по такому направлению, участвуя в программе “Tem- pus”; во-вторых, это направление удачно вписывается в учебные планы и программы по подготовке специалистов на “Инженерно- экономическом” и “Гуманитарном” факультетах, Региональном центре переподготовки специалистов в г. Барнауле и его филиале в г. Бийске, в Академии экономики и права; в-третьих, развитие малого бизнеса в Алтайском крае за последние годы потребовало подготовки специалистов для этой сферы экономики, поэтому данное направление проекта нашло поддержку в Администрации края.

Данное направление будущего сотруд- ничества между АлтГТУ и УЦЛ в рамках программы “REAP” было одобрено региональным менеджером программы Иеном Ло (Британский Совет).Программа “REAP” состоит из нескольких фаз: 1) предварительная фаза; 2) фаза полного партнерства 3) фаза оценки. Основная работа в соответствии с проектом должна проводиться на второй фазе. Успешно пройдя предварительную фазу проекта АлтГТУ и УЦЛ подали заявку на совместный проект в рамках программы “REAP”, который был одобрен в декабре 1997 года фондом “Ноу-Хау” в Лондоне.

В соответствии с реализацией фазы пол- ного партнерства, логической схемы и вре- менного графика проекта пять преподава- телей АлтГТУ в течение трех недель изучали опыт Ланкаширской Школы Бизнеса (ЛШБ входит в состав Университета Центрального Ланкашира на правах факультета) по обучению студентов малому бизнесу на различных отделениях ЛШБ: отделение малого бизнеса, отделение менеджмента, отделение бухгалтерского учета и финансов, отделение информационного менеджмента. Преподаватели АлтГТУ были представлены Хомутовым О.И. (руководитель проекта, проректор АлтГТУ); Дмитриевым В.В. (координатор проекта, декан АлтГТУ); Маркиной Т.В. (декан АлтГТУ); Книгой А.С. (зав. кафедрой); Поляничко Г.В. (директор Бийского филиала Регионального Центра по переподготовке кадров АлтГТУ). Преподаватели АлтГТУ имели возможность познакомиться с методикой обучения студентов, участвовали в деловых играх и семинарах, организованных британскими партнерами: деканом Ланкаширской Школы Бизнеса Аланом Франсом; координатором про- граммы, ведущим преподавателем Школы Бизнеса Джорджем Роллингзом; руководителем международного отдела Школы Бизнеса Линдой Пелентайн.

Главным итогом пребывания преподава- телей АлтГТУ в Великобритании и реализа- ции программы является следующее:

  1. окончательно определены департаменты Ланкаширской Школы Бизнеса, чей опыт в подготовке специалистов в области малого бизнеса может оказать существенную помощь российским коллегам;
  2. определены учебные модули по различным направлениям малого бизне- са;
  3. для учебного процесса скомплектована и приобретена необходимая литература.

Кроме того, изучен опыт организации практики студентов в фирмах, а также организация работы ряда малых предприятий.

Участие в программе “REAP” позволило также расширить партнерские связи между АлтГТУ и УЦЛ в других областях образования Так преподаватели АлтГТУ тщательно изучили учебные планы, программы и методики подготовки студентов на отделении “Сервиса и туризма”. Открытие аналогичной специальности в АлтГТУ является показателем того, что российский университет хорошо вписывается в образовательную траекторию ведущих высших учебных заведений Европы, опыт которых может послужить более быстрому и качественному становлению этой новой специальности в АлтГТУ.

В ходе визита в Университет Центрального Ланкашира был подписан договор о сотрудничестве между двумя университетами, который включает широкий спектр всесторонних партнерских отношений: обмен студентами, преподавателями, аспирантами, совместная разработка и издание учебно-методических пособий, обучение студентов по совместно разработанным учебным планам и программам.

В заключение хотелось бы отметить сле- дующее. Несмотря на различия в политическом, социально-экономическом развитии, различный культурный уровень, участие в совместных образовательных проектах вузов России с западными партне- рами способствует взаимообогащению участников программ, творческому приме- нению опыта друг друга в ходе реализации образовательных программ. Участие в международных программах типа “REAP” убедительно свидетельствует о том, что одним из важнейших направлений развития высшего образования на рубеже веков является его глобализация, а также сближение и взаимное обогащение высших учебных заведений. Мост сотрудничества, установленный между Алтайским государственным техническим университетом и Университетом Центрального Ланкашира является наглядным тому подтверждением.